Полезные заметки

Как выбрать инструмент?

Это важная тема как для начинающих, так и для тех, кто уже много лет вместе с музыкой. Сразу отмечу, что стоимость модели напрямую влияет на качество звука. Если вы неограничены в бюджете, то вариантов много и выбор зависит от ваших задач. Но помните, что красота инструмента не в цвете, а в звуке! Но если средства ограничены или вы пока не готовы к большим вложениям, то вот 4 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, на которые следует обратить внимание и обязательно уточнить об их наличии у прежнего владельца или продавца-консультанта.

Как выбрать инструмент

1. Чувствительность клавиатуры к нажатию.

Слух в процессе игры развивается, поэтому вы быстро устанете от монотонного звучания инструмента без чувствительности. Играть на нем можно, но крайне нежелательно. Особенно для новичков.

2. Наличие разъёма для педали.

На многих моделях педаль не входит в комплектацию, ее можно приобрести отдельно, поэтому наличие разъёма обязательно.

3. Разъём для наушников.

В наушниках вы сможете помузицировать ночью)

4. Метроном.

Одна из важнейших задач в обучении музыке - развивать чувство ритма. В этом всегда поможет метроном. Его наличие в инструменте не столь критично, но крайне желательно.

Бюджетные модели, которые я рекомендую:

Синтезаторы: Casio CTK-3500, Yamaha PSR-E363

Цифровые пианино: Yamaha P-45, Casio CDP-S100

Многие спрашивают, на чем занимаюсь я:

  • фортепиано Yamaha YDP-143
  • синтезатор Yamaha PSR-S950

Если берёте инструмент б/у, то всегда проверяйте стоимость аналогичной модели в магазине. Б/у инструмент целесообразно брать, если он дешевле на 5-10 тысяч. Иначе берите новый с гарантией.

Как проверить инструмент при покупке:

  • Если вы новичок, то нажмите каждую клавишу: вверх все белые, вниз все чёрные.
  • Если уже занимаетесь, то сыграйте вверх хроматическую гамму. Главное проверить каждую клавишу! И каждая должна Вам ответить!
  • В колонках при включении не должно быть треска и постороннего шума.
  • Проверьте провод блока питания, чтобы он был без заломов.

Как ухаживать за электронным инструментом

Пять правил по уходу за электронным инструментом (фортепиано, синтезатор).

Как ухаживать за электронным инструментом
  • Включая и выключая инструмент, устанавливайте уровень громкости на минимальное положение. Если этого не делать, то со временем в динамиках возникнут посторонние резкие шумы при включении.
  • После занятия выключайте инструмент от сети полностью, отключив адаптер от розетки. Выключенный инструмент с подключенным адаптером к сети продолжает потреблять некоторое количество электрической энергии.
  • Не устанавливайте инструмент вблизи отопительных приборов и избегайте попадания на него прямых солнечных лучей.
  • Протирайте инструмент только сухой тряпкой.
  • На ночь обязательно накрывайте инструмент защитным чехлом или закрывайте штатной крышкой.⠀ ⠀⠀

Выполняя эти простые, но важные рекомендации, ваш инструмент прослужит вам долго.

Для чего нужна теория?

В любом деле теория немыслима без практики - будь то вождение автомобиля или строительство дома. И музыка не исключение! Качественное обучение возможно только с изучением необходимого объема теории. Но и тут кто-то считает иначе.

Для чего нужна теория?

Сегодня многие пробуют начать обучение на фортепиано "с рук" - путем просмотра многочисленных видеоуроков на Youtube или с помощью программ (например, Synthesia). Такое обучение сводится к механическому запоминанию порядка нажатия на клавиши. По другому такой способ называется "метод обезьянки".

Главный минус, что такое запоминание мелодии может затянуться на месяцы! Самое обидное, что без регулярного повторения такая мелодия за пару недель напрочь забудется. Также без знания теории вы не сможете записать свою музыку. У вас всегда будет чувство, что Вы общаетесь с музыкой на "Вы".

Знание минимально необходимого объема теории позволяет:

  • подойти к разбору произведения осознанно
  • САМОСТОЯТЕЛЬНО читать ноты
  • оптимально подбирать аппликатуру
  • видеть в нотах закономерности и, как следствие - быстро и ПРОЧНО выучивать нотный текст.

И даже спустя годы, взяв в руки давно выученное произведение, вы сможете быстро вспомнить и сыграть его. Зная теорию, вы по-другому начнете воспринимать музыку на слух: вы сможете по-настоящему понимать, что хотел донести автор до слушателя. 

Мой авторский Базовый курс предназначен для начинающих, состоит из 16 уроков, каждый из которых включает в себя важнейшие темы музыки. Кроме того, теория каждого последующего урока органично связана с практическими занятиями, что позволяет ученику надежно закрепить теоретические знания. По окончании курса выпускник может самостоятельно разобрать нотный текст любого понравившегося ему произведения.

Подытожим: теория нужна для того, чтобы заниматься музыкой легко и с удовольствием! Выбор как всегда остается за каждым из нас. Моя задача лишь обратить внимание, направить и сэкономить ваше время. Сделать ваши занятия за инструментом легкими, полезными и интересными

Как выбрать репертуар?

На мой взгляд, это важная тема в обучении на фортепиано. От выбранного репертуара зависит, насколько успешно вы будете закреплять полученные навыки, насколько легко и вдохновленно вы будете заниматься, а также насколько востребованы будут ваши новые навыки. Здесь я поделюсь исключительно своим мнением, основываясь на опыте преподавания более 10 лет. И конечно же, мой подход к выбору репертуара может отличаться от вашего.

Распространенная проблема начинающих заниматься музыкой во взрослом возрасте (сейчас речь пойдет не про детей!) - это выбор первой мелодии. Чаще всего случаются крайности: кто-то начинает с попевок по типу "Василек-василек", а кто более уверен в своих силах сразу берет "Богемскую рапсодию".

К чему это приводит? Играя легкие детские песенки, вы быстро теряете интерес. Замахиваясь сразу на сложные композиции, энтузиазм заканчивается на первой же строчке подписыванием названий нот. Знакомая ситуация?

Чтобы хорошо играть, нужно выучить не менее 16 мелодий. Так у вас сложится примерное представление о музыке, и как происходит процесс выучивания произведения. Выучив 1-2 композиции, вы не сможете сделать однозначный вывод, что освоили игру на фортепиано, этого слишком мало.

Выбирайте мелодии из 4 направлений:

  • классическая музыка (и неважно, как вы относитесь к классике). Выберите 3-4 адаптированных переложения мировых шедевров, например, Бетховен - К Элизе, Лунная соната, Вивальди - Времена года)
  • музыка к праздникам (Новый год, свадьба, День рождения) - и вы станете душой любой компании!
  • музыка кино, ведь фильмы любят смотреть все!
  • популярная эстрадная музыка, которую знает каждый (например, В.Цой - Кукушка, The Beatles - Yesterday).

Как показывает практика, чтобы чувствовать себя уверенно за инструментом, нужно обязательно кому-нибудь играть. В этом случае эффективность и скорость обучения увеличатся в разы, а ваши друзья и знакомые с удовольствием вас послушают. А ведь люди, к музыке не причастные, смогут оценить только то, что сами хорошо знают. И возможно даже смогут что-то посоветовать.

Пианино и рояль - в чем разница?

Изобретение фортепиано совершило революцию в музыкальной истории. Читайте этот пост до конца - и вы узнаете, как называть инструмент правильно: пианино или фортепиано?⠀

Пианино и рояль - в чем разница?

Эта история начинается в 1709 году во Флоренции, когда мастер Бартоломео Кристофори, изготавливающий клавесины, создал инструмент, который назвал Clavicembalo con piano del forte (дословно - клавесин с тихим и громким). Новый инструмент, в отличии от своих предшественников, позволял контролировать силу звука. Популярные в то время орган и клавесин не давали такой возможности. Например, при нажатии на клавишу органа воздух просто поступал в соответствующие трубки. А при разных нажатиях на клавишу клавесина перышки внутри инструмента равномерно цепляли струны. И только на фортепиано, нажимая клавиши по-разному, можно было получать разные звуки, громкие или тихие. Эта особенность впоследствии прочно закрепилась в его названии - "форте" (громко) и "пиано" (тихо). Интересно, что вначале новый инструмент называли "пианофорте".

К концу XVIII века фортепиано было признано более совершенным инструментом, и времена клавесина безвозвратно ушли. На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный - рояль (фр. royal - королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный - пианино (ит. pianino - маленькое пиано).

Рояль стал концертным инструментом. Он используется там, где нужна полная, мощная звучность. Пианино мы встречаем в тех местах, где нельзя поставить большой и громоздкий рояль, где можно обойтись меньшей силой звука. Таким образом, и рояль, и пианино можно назвать фортепиано. Но пианино нельзя назвать именем рояль, как и рояль нельзя назвать пианино!

К концу XX века новые технологии привели к новым музыкальным инструментам, в основе которых лежит фортепиано. Это электронные пианино и синтезаторы.

Вдохновение

Вдохновение эта такая гостья, которая не любит посещать ленивых. Она является к тем, которые призывают её. Нужно, необходимо побеждать себя, чтобы не впасть в дилетантизм. П.И. Чайковский

К словам Петра Ильича Чайковского сложно добавить больше. Сказано гениально! Эти слова - отличная мотивация для тех, кто ждёт понедельника, нового года, волшебного пинка, ссылаясь на нехватку времени и мотивации, чтобы начать действовать. Все, что вам необходимо уже есть у вас! Просто начните действовать!

А для тех, кто уже начал свой музыкальный путь, но немного приуныл, у меня есть несколько советов для вдохновения:

  • Купите новый инструмент! Знаю по себе, что качество звука и прикосновение к новой более дорогой модели инструмента мотивируют лучше всего!
  • Распланируйте неделю. Часто мы откладываем занятия дома лишь по той причине, что не знаем, куда двигаться дальше. Составьте себе план на неделю и следуйте ему.
  • Красиво оформите место для занятий. Используйте необычное освещение или переставьте инструмент в другую, более просторную комнату. Разместите над инструментом красивую картину.
  • Послушайте записи профессиональных исполнителей. Список таких пианистов с видеозаписями вы можете найти в Дневнике пианиста.
  • Сходите на концерт. Сейчас вновь стали проходить живые концерты, также многие концерты доступны бесплатно в онлайн режиме.
  • Выступите. Устройте домашний концерт или сыграйте, к примеру, в кафе. Поверьте, адреналина и вдохновения будет на месяц вперед!
  • Садитесь заниматься в одно и то же время. Это очень дисциплинирует!
  • Напишите цель. Определите, для чего вы занимаетесь музыкой. Поверьте, если правильно понять для чего в вашей жизни нужна музыка, то вопрос с мотивацией перестанет быть актуальным. Вы будете очень быстро двигаться к своей цели!

Эффект музыкальной школы, или как начать играть снова

Сегодня я бы хотела поговорить о том, почему для многих посещение музыкальной школы оставляет только негативные впечатления и воспоминания.

  • Желание родителей. Всему должно быть свое время. Если ребенок не интересуется музыкой, а, например, танцами, то не стоит его мучить. В этом случае есть шанс, что в будущем его интересы поменяются, и он сам проявит желание и интерес. Тогда успехи будут значительно лучше, чем из под палки. Никогда не поздно начать. Можно научиться и в 20, и в 50! Есть и другая крайность, когда ребенок тянется к музыке. В этом случае не нужно его намеренно отговаривать или даже запрещать. Звучит странно, но в моей практике бывали и такие случаи.
  • Теория не согласована с практикой. Зачастую групповые теоретические занятия не поспевают за индивидуальными практическими. В этом случае ученик может играть, но не всегда может объяснить теоретические принципы.
  • Однобокий репертуар. Известно, что в музыкальной школе репертуар не обновляется десятилетиями: гаммы, упражнения, только классические произведения. Интерес ученика нивелируется нежеланием играть устаревший репертуар.
  • Проблемы взаимодействия с педагогом. Отсутствие взаимопонимания. Ощущения, что в ученике неизаинтересованы. Бывает, что ребенку сложно. В этом случае здорово, когда родители интересуются успехами и сами разбираются в музыкальной терминологии и могут дать подсказки или рекомендации.

Все это приводит к тому, что музыкой ученики занимаются без энтузиазма. Единственное желание, которое возникает - это закончить и больше к этому не возвращаться. Некоторые начинают ненавидеть музыку, что, конечно, совсем печально.

У меня за плечами тоже 9 лет музыкальной школы. По окончании школы я отлично справлялась с тем, чтобы разобрать произведение с педагогом, но сама я не чувствовала уверенности. Не было выработано самостоятельности. Не было четкого плана, с чего начать и как самостоятельно достигнуть результата.

Мой репертуар

Сколько вы уже занимаетесь музыкой? Возможно пару недель, месяцев или уже несколько лет. Единственный критерий успешности в этом деле, это то, сколько в вашем репертуаре накопилось произведений. Другими словами, сколько произведений прямо сейчас вы можете сесть и сыграть.

Когда ко мне на занятия приходят ученики, которые уже занимались игрой на инстументе, то к моему удивлению чаще всего я слышу ответ "нисколько", в лучшем случае одно или два произведения.

Конечно, выстроив план музыкального развития, успехи могли быть более значительными. Стремитесь к тому, чтобы у вас в репертуаре всегда были выученные пьесы. Для этого нужно систематически в этом направлении работать. Вот парочка полезных на этот счет советов.

  • Заведите две нотные папки. В одной храните уже выученный нотный материал, а в другой - тот, который планируете выучить в ближайшее время.
  • Планируйте Ваши еженедельные занятия и фиксируйте уже выученные произведения. В этом Вам поможет Дневник пианиста
  • Каждое выученное произведение играйте несколько раз в неделю. Повторяя произведение, играйте его 1-2 раза по нотам и 1 раз наизусть.
  • Записывайте ваше исполнение на аудио или лучше видео. Проанализировав игру со стороны, ставьте для себя новые художестаенные задачи.
  • Для сохранения новизны впечатлений не превращайте музыку в консервы. Играйте произведение с разной эмоцией. Экспериментируйте с темпом, динамикой и даже штрихами. Вдохновляйтесь разными исполнениями.⠀ ⠀

Накопление репертуара необходимо для развития музыкальной памяти, объемной памяти, пальцевой памяти. Вы не сможете исполнять пьесы в кругу друзей, близких, если будете чувствовать скованность и волнение. Чувство эстрады нужно в себе растить!

Постепенно новые произведения будут вытеснять старые. Но в вашем репертуаре всегда должно быть 4 – 5 пьес, которые вы можете свободно играть. Свежевыученные пьесы надо проигрывать в медленном темпе и со счетом вслух, пока не будет механического запоминания головой и руками. Не отмахивайтесь от этого задания – оно очень важно! Если его не выполнять, то у вас не будет свободного исполнительского навыка.

Как выучить нотный текст наизусть?

Это одна из самых распространённых проблем при игре на инструменте. Давайте подробно разберём вопрос выучивания нотного текста наизусть. Сегодня я поделюсь с Вами моими ценными рекомендациями на эту тему. Уверена, что теперь Ваш подход в корне изменится!

Как выучить нотный текст наизусть
  1. Самое продуктивное время для запоминания нового - утро. Правило это работает и для сов, и для жаворонков. Если Вы действительно заинтересованы качественно и быстро выучивать текст, то придётся находить 30 минут для музыки в первой половине дня, с 6 до 11.
  2. Память это способность, которую нужно тренировать регулярно. Если Вы ранее не имели опыта игры на фортепиано или играли очень давно, но хотите сразу выучить, к примеру, Богемскую рапсодию или Балладу Шопена, то⠀могу сразу сказать, что ваш процесс будет долгим и утомительным. Брать одно произведение и учить его полгода - очень бесперспективное занятие. Вы быстро устанете от игры одного и того же произведения, даже самого любимого. Как результат - у Вас быстро теряется мотивация. Если текст не поддаётся для выучивания - значит его сложность на сегодняшний день для Вас завышена!
  3. Поставьте цель в начале накопить репертуар из 16 произведений, не превышающих по объёму 1-2 страниц. Сделайте процесс выучивания регулярным! Постепенно увеличивайте степень сложности произведений. Память не будет перегружена монотонными повторами. Главная цель - не превращать выучивание в сложный, недостижимый результата процесс.
  4. Нормой выучивания для начала должно стать одно произведение в неделю объёмом на 1 страничку. Произведение от 2 до 5 страниц должно занимать до месяца. Если это для Вас кажется невыполнимой задачей, то воспользуйтесь Дневником пианиста и планируйте свои недельные занятия. Если цель неясна, то неясным остаётся Ваш результат. Учитесь планировать время с пользой для дела.
  5. Максимальный объём выучивания не должен превышать 4-8 тактов в день! При большем количестве Вы не сможете запомнить текст качественно. Делите произведение на цифры.
  6. Учить текст всегда начинаем с левой руки! В ней чаще всего случаются ошибки.
  7. Работая с цифрой, применяйте формулу 5+3: 5 раз Вы со счётом внимательно играете одной рукой текст по нотам + 3 раза Вы играете эту же цифру наизусть. Обязательно убирайте ноты с пюпитра. Ноты не должны физически присутствовать, даже если Вы в них не смотрите.
  8. Затем примените формулу 5 + 3 для правой руки.
  9. После того, как вы запомнили текст отдельно каждой рукой, играем сразу НАИЗУСТЬ ДВУМЯ РУКАМИ три раза.
  10. Регулярно записывайте свою игру на видео, не ждите идеального результата, его не существует. Особенно если вы занимаетесь самостоятельно без педагога.

Хотите чтобы ваши домашние занятия стали эффективными - используйте Дневник пианиста.

Поль де Сенневиль

Творческий тендем французских композиторов Поля де Сенневиля и Оливье Туссена сложился в 1968 году. И оказался весьма продуктивным - более 100 миллионов проданных пластинок! Их песни исполняли такие французские звезды как Мирей Матье, Далида, Мишель Торр, Клод Франсуа.
Ходят слухи, что Поль де Сенневиль не знает нот и не умеет играть. Он поет в маленький магнитофон у себя дома или в своей студии. Затем он вызывает пианиста, чтобы помочь ему сделать аранжировку.
Примечательно, что мелодии Сенневиля очень любят приписывать композиторам классикам, в частности Шопену. К примеру, знаменитую «Mariage d'amour» Сенневиля можно встретить под названием Фредерик Шопен - Весенний вальс!
Думаю, что прелестная музыка Поля де Сенневиля заслуживает того, чтобы в титрах значилось имя ее настоящего автора.

По нотам или наизусть?

Многие ученики часто интересуются, как играть правильно: по нотам или наизусть? Могу ответить следующим образом. Существует три разных формы работы с нотным текстом. Это:

  • Чтение нот с листа
  • Разбор произведения
  • Игра наизусть

Для успешного развития необходимо владеть каждой из этих форм. Сегодня подробно поговорим о том, как запомнить произведение наизусть.

По нотам или наизусть?

Поначалу может показаться сложным выучить пьесу целиком и сыграть ее по памяти. Для таких случаев мне нравится полезный приём - делить произведение на кусочки, словно шоколадку. Согласитесь, приятное сравнение. Это путь к победе! Таким образом, выучивая маленькие отрывки, один кусочек за другим, вы не заметите, как легко выучите всё произведение. Каждый отрывок следует разучивать постепенно, сначала заглядывая в ноты, а потом закрыв их. Можно попробовать такой способ, сыграть пьесу, заклеив липкими листочками для записей каждый второй такт, а потом переклеить стикеры на другие такты, открывая те, которые были спрятаны. Старайтесь найти детали, которые помогают запомнить ту или иную музыкальную фразу.

Мне нравится комфортный метод выучивания текста. Для меня - это повторять мелодию до тех пор, пока она не окажется в мышечной памяти (то есть, пока пальцы не смогут сыграть её, даже когда перед глазами не будет нот). Как проверить, достаточно ли прочно вы знаете текст:

  • Попробуйте сыграть пьесу от начала до конца правильными пальцами на крышке инструмента или за письменным столом
  • Попробуйте отдельно сыграть партию левой руки, при этом партию правой в этот момент спеть или проговорить нотами вслух
  • В спокойной обстановке, с закрытыми глазами попробуйте представить звучание пьесы и, мысленно наблюдая за движениями рук по клавиатуре, сыграть пьесу от начала до конца.

Получилось? Любой навык формируется только с практикой! А теперь представьте, насколько уверенно вы будете чувствовать себя за инструментом во время выступления! Владеть ситуацией и получать массу приятных эмоций от того, что у вас получается! Это незабываемое чувство! Желаю каждому его испытать!

Страницы