Размер не имеет значения

Один из вопросов, который тревожит начинающих пианистов - это размер руки и длина пальцев. Считается, что у пианиста должны быть длинные тонкие пальцы и большая рука. Звучит красиво, но, к счастью, это большое заблуждение.

Размер не имеет значения

Реальность такова, что великими пианисты становились с руками любых форм и размеров. Нет никакого предпочтения для длинных и тонких пальцев. Важен не размер руки - важно умение пользоваться ее возможностями. Но несмотря на столь очевидный ответ, эта тема не на шутку волновала музыкантов во все времена. В погоне за чудом некоторые из них прибегали к различным экспериментам. Использовалось множество инструментов, приспособлений для растяжки пальцев. Доходило до того, что особо отчаянные перерезали себе перепонки на пальцах. Все это для того, чтобы достичь беглости и хорошей растяжки. Как вы уже успели догадаться ни к чему хорошему это не приводило, а только калечило музыкантов. Для многих исход был печальный. К примеру, таким образом испортили себе руки такие музыканты, как Роберт Шуман и Ференц Лист.

А теперь добавим конкретики и поговорим о цифрах. Хорошей считается рука, которая может брать октаву (8 клавиш) - это распространённый интервал, который встречается в произведениях. Если возможности вашей руки позволяют брать нону (это 9 клавиш) - отлично! Лично я могу взять дециму (10 клавиш).

Известный композитор и пианист Сергей Рахманинов мог спокойно охватить сложный интервал квинта через октаву. Данный интервал легко можно встретить в прелюдиях и концертах. Это действительно впечатляет! Но и музыку он писал тоже под свои руки. Но такие большие и сложные аккорды это скорее исключение, чем правило. Многие пианисты справляются с такой ситуацией и раскладывают аккорд, играют арпеджио. А самой удобной пианистически считается для исполнения музыка Фредерика Шопена. Он писал музыку исключительно для фортепиано, поэтому и делал это очень удобно.

Интересный факт, что пианист Леопольд Годовский в 1930 году застраховал свои руки на миллион долларов!

На мой взгляд, рука должна быть средних размеров, ловкая и гибкая, а пальцы крепкие и не слишком тонкие. У обладателей таких рук, по моим наблюдениям, очень красивый звук. Растяжка, по моим наблюдениям, со временем меняется. Для ее улучшения я рекомендую перед игрой разогревать руки в тёплой воде в течении 5 минут. Сама так делаю часто.

Итог таков. С любой рукой можно научиться играть красивую музыку и делать это красиво. Поэтому, если вы до этого момента сомневались на счёт пригодности к игре своих рук, то теперь точно можете забыть о всех прежних предубеждениях. Для хорошей игры на инструменте это точно не может стать камнем преткновения.